Пошёл ты, Микки! Мультфильмы, которые бросали вызов Disney

0 0

Пошёл ты, Микки! Мультфильмы, которые бросали вызов Disney

В прошлом месяце на Netflix вышел мультфильм «Клаус», из всех достоинств которого заметнее всего одно — потрясающе красивая двухмерная анимация в стиле Disney 90-х. Работа Серхио Паблоса выглядит как гость из ренессанса западного 2D — периода с конца 80-х по начало 2000-х. Это время подарило нам самые любимые мультики, которые многие до дыр засматривали на VHS. Большую часть из них наверняка составляли творения студии Disney, но были и те, кто отчаянно сражался с ней за место на наших полках. Те, кто либо пытался бить «корпорацию добра» её же оружием, либо старательно мимикрировал под успешные хиты. И сегодня мы решили вспомнить самых ярких представителей этой оппозиции.

«Анастасия»

Пошёл ты, Микки! Мультфильмы, которые бросали вызов Disney

Вообще эту подборку можно было бы составить исключительно из работ Дона Блута. Матёрый аниматор, который рисовал ещё «Спящую красавицу», после ухода из Disney всю карьеру положил на то, чтобы утереть нос Микки Маусу. И какое-то время ему это даже удавалось: пока в 80-е «мышиный дом» считал убытки от «Чёрного котла» и довольствовался скромными успехами «Великого мышиного сыщика», блутовская «Земля до начала времён» собирала вполне приличную кассу. Примечательно, что режиссёр не предлагал никакой радикальной альтернативы, а под разными вывесками делал практически те же самые диснеевские мультфильмы. А какой диснеевский мультфильм без принцессы? У Дона Блута ей стала Анастасия Николаевна Романова — дочь последнего российского императора. Правда, не столько настоящая, сколько фольклорная — героиня красивого эмигрантского мифа о чудом спасшейся русской царевне.

Последнее, что стоит делать, так это рассматривать «Анастасию» на предмет исторической достоверности. Блут создавал сказку, а потому и Россия у него — это далёкая сказочная страна с экзотической модой и архитектурой. Когда там была революция, из-за чего, кто вообще в ней участвовал — не важно. Важно, что где-то там фигурировал Распутин, ведь из него можно сделать такого колоритного злодея — куда там вашим Аиду с Джафаром. И действительно, Григорий Ефимович в обличье лича стал главным украшением мультфильма. Ну, пара запоминающихся песен, понятная и трогательная история, а также великолепная анимация тоже сыграли свою роль. В результате «Анастасия» получила культовый статус и стала последней коммерчески успешной работой Дона Блута и его напарника Гари Голдмана. Интересно, а после того, как Fox, под крылом которой вышел мультфильм, стала частью Disney, можно ли Анастасию считать диснеевской принцессой?

«Стальной гигант»

Пошёл ты, Микки! Мультфильмы, которые бросали вызов Disney

Вообще Disney за десятилетия своего существования взрастила немало собственных оппонентов. Одним из них когда-то был и Брэд Бёрд, создатель «Суперсемейки» и «Рататуя». Начинал он простым аниматором ещё в конце 70-х и прямо тогда, можно сказать, с порога попал под влияние всё того же мятежного Дона Блута, критиковавшего компанию за консерватизм. Довольно быстро Бёрда убрали из конторы за неуёмный нрав и острый язык, так что он отправился на вольные хлеба, где со временем заработал себе репутацию профессионала. В результате в конце 90-х Warner Bros. выделила ему команду и проект под названием «Стальной гигант» (угадайте, кто должен был его ставить сперва? Правильно — Блут). И если вы до сих пор не видели то, что получилось в итоге — марш навёрстывать.

Бёрд создал мультфильм, который и похож на творения Disney, и отличается от них. Да, в «Стальном гиганте» снова поднимаются темы дружбы и семьи, как и везде, но при этом в основе лежит концепция «если бы у оружия были мечты, и оно не хотело бы быть оружием». Не хило, да? Вряд ли у «корпорации добра» хватило бы смелости на такое. А ещё в мульте прекрасно выдержана эстетика ретро-фантастики, которую Бёрд затем утащит в свою же «Суперсемейку».

Вот только судьба «Стального гиганта» постигла незавидная. Предыдущая попытка WB играть на поле Disney, мультфильм «Спасение Камелота», обернулась полнейшим фиаско, а в приоритете на лето 1999 стоял «Дикий, дикий Запад», так что на маркетинг картины про доброго робота положили гигантский болт. Результатом стал предсказуемый кассовый провал. Но зато с годами вокруг мультфильма сформировался настоящий культ, а в Disney поняли, что Брэда Бёрда надо срочно возвращать к себе.

«Принцесса Лебедь»

Пошёл ты, Микки! Мультфильмы, которые бросали вызов Disney

Ричард Рич — ещё один опытный работник, выставленный Disney на мороз. Правда, в отличие от Блута и Бёрда, ни в каком раскачивании лодки он замечен не был. Вероятно, уволили его потому, что за грандиозную неудачу «Чёрного котла» (21 миллион сборов при 44 миллионах бюджета) должен был кто-то ответить. Впрочем, Рич довольно быстро сориентировался и открыл собственную студию с блэкджеком и… богословскими мультами. Серьёзно, на его счету больше двух дюжин про-христианских образовательных короткометражек. Справедливости ради, есть и полный метр про пророка Мухаммеда. Но однажды Рич попытался отбить у бывшего работодателя не только набожную аудиторию.

«Принцесса Лебедь» — пожалуй, самая прямолинейная и беспардонная имитация диснеевской классики. В ней скопировано всё: рисовка, шутки, музыкальные номера, а порой и целые сцены. Так, например, злой колдун для финальной битвы с принцем превращается в гигантскую крылатую тварь — совсем как Малефисента в «Спящей красавице». Но главное, что «Принцесса Лебедь» копирует все самые заскорузлые диснеевские штампы, не особо трудясь разбавить их яркими характерами персонажей. Но те, кто в детстве смотрел его на кассете или регулярно заставал по телеку, всё равно любят этот мультфильм. А катастрофический провал в прокате не помешал ему получить восемь (!!!) сиквелов, последний из которых вышел в этом году.

«Балто»

Пошёл ты, Микки! Мультфильмы, которые бросали вызов Disney

Самая известная, самая амбициозная и самая последняя кинотеатральная работа в короткой истории студии Amblimation, которую содержала Universal. По всем законам «Балто» должен был стать хитом. За год до него зрители толпами валили на мультфильм про львов, так почему не должны были с таким же энтузиазмом пойти на мультфильм про собак? Да, вместо саванны — Аляска, а вместо Мэттью Бродерика — Кевин Бэйкон, но чем это хуже? Главный герой, который должен поверить в себя, — есть, коварный антагонист и сильная красавица — тоже есть, забавные персонажи второго плана — на месте. Даже анимация, пусть и более бюджетная, но не менее эффектна. Местами же ограничения рождали весьма оригинальные дизайнерские решения — чего только стоит медведь, похожий на гигантскую инфернальную тень. А в основе сценария лежала не просто какая-то сказка или литературное произведение, как у Disney, а вполне конкретное историческое событие — «Великая гонка милосердия» 1925 года. Тогда городок Ном накрыла эпидемия дифтерии, а жизни десятков людей зависели от того, успеют ли погонщики собак доставить лекарство вовремя. Отличный материал для вдохновляющего семейного мультфильма. Который почти никто не увидел в год выхода. А всё потому, что поезд уже ушёл: на релизе «Балто» столкнулся с «Историей игрушек» и стал первой жертвой трёхмерной анимации. Правда, годы спустя он, как самый настоящий диснеевский мультфильм, получил два сомнительных сиквела на DVD.

«Принц Египта»

Пошёл ты, Микки! Мультфильмы, которые бросали вызов Disney

Кажется, Disney может всё, что угодно, превратить в семейный мюзикл. Хоть средневековую китайскую поэму («Мулан»), хоть трагический роман Виктора Гюго («Горбун из Нотр-Дама»), хоть шекспировского «Гамлета» («Король Лев»). Покинув стены «мышиного дома», его бывший руководитель Джеффри Катценберг решил зайти ещё дальше — сделать мультфильм по Библии, а точнее по истории Моисея. Правда, за основу был взять не столько текст писания, сколько его адаптированный для широких масс вариант — классический голливудский пеплум «Десять заповедей» 1956 года. А разбавили всё это, как водится, музыкальными номерами и редкими, но довольно забавными гэгами.

Удивительно, но при всём этом «Принц Египта» не скатывается ни в религиозную пропаганду, ни в отвлечённую сказку по мотивам. Он сохраняет пафос и серьёзность, свойственные большим киношным пеплумам, но разбавляет их красочностью картинки и яркостью характеров, привычными для мейнстримной американской анимации. И затея удалась: вопреки распространённому мнению, мультфильм не провалился, хоть и уступил «Мулан» в год выхода. Примечательно, что для работы над ним в молодое анимационное подразделение DreamWorks почти целиком пришла команда «Балто». Так что в какой-то степени им удалось реабилитироваться после предыдущей неудачи.

«Синдбад: Легенда семи морей»

Пошёл ты, Микки! Мультфильмы, которые бросали вызов Disney

Если «Принц Египта» на равных воевал с тогда ещё могучим классическим «Диснеем», то «Синдбад» уже дрался с призраком, нырнув за ним в самую пучину. По-хорошему, провал «Планеты сокровищ» должен был сильно напрячь DreamWorks, чей проект очень во многом напоминал творение конкурентов. Но, наверное, руководство студии посчитало, что имя легендарного морехода привлечёт зрителей сильнее, чем футуристическая вариация «Острова сокровищ». «Геркулес» же почему-то выстрелил. А тут и анимация была топовая, с применением новейших технологий, и мегапопулярный Брэд Питт на озвучке. Что могло пойти не так?

А то, что в Disney решили плодить не только мультфильмы и милые семейные комедии, но и полномасштабные блокбастеры. И первым опытом в этом направлении стали «Пираты Карибского моря», которые на полном ходу снесли аналогичного по теме «Синдбада». В результате DreamWorks окончательно отказалась от двухмерной анимации, а «Легенда семи морей» стала одним из последних полнометражных голливудских мультфильмов, выполненных в этой технике.

«Приключения знаменитого кота-сыщика»

Пошёл ты, Микки! Мультфильмы, которые бросали вызов Disney

Что получилось бы, поручи Disney один из своих мультфильмов Дэвиду Финчеру и влепи ему рейтинг R? Получился бы Felidae (так он называется в оригинале, с латыни переводится как «семейство кошачьих») — один из самых уникальных европейских мультиков. На момент выхода (94 год) это была самая дорогая анимационная полнометражка в истории Германии, при том, что рисовали её и в Британии, и в Канаде, и в Корее. Но почему создатели решили делать не привычную сказку, а нео-нуарный триллер про говорящих зверей — загадка. Видимо, попытались сыграть на контрасте.

Для понимания, Felidae выглядит почти как какие-нибудь «Коты-аристократы», но при этом в нём есть сцена кошачьего секса, жестокие эксперименты над животными, расследование серийных убийств, расчленёнка и совершенно безумный ночной кошмар главного героя с участием сотен подгнивших трупов. Примечательно, что на дубляж персонажей для англоязычной версии привлекли достаточно известных актёров: Кэри Элвеса («Принцесса-невеста», последний сезон «Очень странных дел»), Джона Хёрта и Майкла Мэдсена. Но ни в Штатах, ни в Великобритании Felidae не вышел даже на видео и до сих пор существует только в пиратских рипах. Правда, в сети пишут, что в России мультфильм показывали на федеральном канале в дневное время. Что ж, оставим это на совести ответственных лиц и пожелаем выздоровления всем психологически травмированным детям.

«Карлик Нос»

Пошёл ты, Микки! Мультфильмы, которые бросали вызов Disney

Первая полнометражная работа студии «Мельница» и высшая точка развития российской мультипликации… А также её лебединая песня — за шестнадцать лет ничего лучше так и не нарисовали. «Карлик Нос» успел выйти аккурат под закат большого западного 2D и разделить его печальную судьбу. Всё в нём хорошо, пусть и не безупречно: то объект сквозь преграду пройдёт, то свет на героя как-то коряво ляжет. Но в целом придраться почти не к чему. Сценарий бережно адаптирует сказку Гауфа, сохраняя её мрачность и трагизм, дизайн персонажей — выразительный и яркий, цветовая палитра радует глаз, а редкие вкрапления CG пристойно сделаны и уместны. «Карлик Нос» и сегодня выдерживает проверку ностальгией.

Не выдержал он только проверку прокатом. При бюджете в два с половиной миллиона долларов мультфильм наскрёб чуть больше полумиллиона. После этого «Мельница» отправилась ваять своих богатырей, которые, к слову, только к третьей части начали выходить в плюс. На эксперимент с тех пор решились пойти лишь однажды, выпустив исторический мультфильм «Крепость: щитом и мечом» про оборону Смоленска, но и он потонул в прокате. Так что когда в следующий раз увидите на экране кинотеатра морду коня Юлия, не вздыхайте и не возмущайтесь — мы это заслужили.

А какие мультфильмы вы в детстве путали с диснеевскими или сознательно предпочитали им? Пишите в комментариях!
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Read More